Подпишитесь на наши новости:
Новости фонда
другие Новости фонда
Фонд Citi объявил Фонд Евразия Центральной Азии
Citi Foundation Selects Eurasia Foundation of Central Asia for 2024 Global Innovation Challenge to
Итоги ІІ сезона проекта «Байтақ жер»: масштабирование
1 апреля 2016 г.
Безбарьерная информационная среда для лиц с инвалидностью: Международный опыт и возможности его использования в Казахстане
Данная статья подготовлена в целях реализации проекта «Безбарьерная информационная среда» в рамках программы «Инициатива в поддержку эффективного управления» в Казахстане» при поддержке Агентства США по Международному Развитию (USAID) и Фонда Евразия Центральной Азии.
В условиях современного постиндустриального общества приобщенность человека к глобальному информационному обмену является одним из условий, определяющих качество его жизни и социальный статус. Уже сегодня наглядно видно насколько негативно отражается на социализации индивидов отсутствие доступа к жизненно важной информации, что особо заметно на такой категории граждан как лица с инвалидностью. Именно поэтому приобщение лиц с ограниченными возможностями здоровья к информационным потокам является злободневной задачей всего мирового сообщества в рамках обеспечения их успешной социальной интеграции.
В странах мира более миллиарда человек живут с какой-либо формой инвалидности; из них почти 200 миллионов испытывают серьезные трудности в функционировании.
По всему миру люди с инвалидностью демонстрируют более низкие результаты в отношении здоровья, более низкие достижения в области образования, меньшую экономическую активность и более высокие показатели бедности, чем не инвалиды. Отчасти это связано с тем, что инвалиды сталкиваются с барьерами, препятствующими их доступу к услугам, которые для многих являются привычными, такими как здравоохранение, образование, занятость и транспорт, а также информация [1].
XXI век стал началом информационной эпохи, суть которой заключается в скачкообразном росте роли и значения сетевого принципа организации обществ. Глобальная сеть служит не только средством информационного обмена, но и универсальным средством доступа к необходимым товарам и услугам. Важно, что и государства все активнее встраиваются в сетевые отношения и становятся такими же контрагентами сети, как и юридические и физические лица.
По мере роста значения Интернета, в частности как главного средства получения государственных услуг и средства оперативной межличностной коммуникации, возникает ситуация невозможности нормальной жизнедеятельности для любого человека, не включенного в виртуальную сеть.
Казахстан как и многие страны мира испытывают схожие проблемы с обеспечением доступности информации для инвалидов. Вместе с тем в этой сфере в некоторых развитых странах мира уже накоплен серьезный позитивный опыт в успешной адаптации информационных ресурсов и источников информации к особенностям их использования лицами с ограниченными возможностями.
Главным посылом здесь является необходимость ликвидации объективной изоляции от социальной жизни и информационного неравенства инвалидов, которые ставят их в дискриминируемое положение по сравнению с другими гражданами.
Право на свободу информации является одним из краеугольных демократических стандартов, установленных базовыми международными нормативными правовыми актами.
Согласно статьи 19 Всеобщей декларации прав человека «каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ» [2].
В этом ракурсе обеспечение доступности информации для инвалидов является одной из обязанностей всех государств - членов ООН, которые должны всеми легитимными способами добиваться реализации этого права в отношении инвалидов, в силу объективных обстоятельств испытывающих существенные затруднения в этом.
Следует отметить, что в настоящем наработана серьезная нормативно-правовая база в сфере обеспечения доступности информации для лиц с инвалидностью как на уровне международного права, так и национального законодательства наиболее развитых стран мира. И достижение этого стало возможно только по мере трансформации отношения к инвалидам.
На смену медицинской модели, воспринимающей инвалидов как лиц с физическими недостатками и требующих только постоянной заботы и сострадания, постепенно приходит социальная модель, суть которой в признании лиц с инвалидностью полноправными индивидами общества, на пути которых стоят различные порой искусственно созданные барьеры, мешающими им полноценно влиться в общество.
Изменение акцента в отношении к инвалидам, получившее развитие в международном праве, позволило кардинально поменять принципы работы национальных государств с ними. Упор на социальную интеграцию инвалидов посредством формирования безбарьерной среды для них стало ключевым трендом в социальной политике большого количества стран мира.
Отсутствие доступа лиц с ограниченными возможностями к информации также является барьером, при этом довольно преодолимым, о чем свидетельствует особенно опыт Западной Европы и США.
Интернет и современные информационно-коммуникативные технологии совершили революцию в жизни людей, имеющих ограничения по состоянию здоровья. Благодаря программам экранного доступа (скринридерам), которые зачитывают текст с экрана, незрячие пользователи более не зависят от зрячего помощника, который может им прочесть текст, или дорогостоящих и малодоступных носителей, таких как аудиозаписи или брайлевский текст. Благодаря транскриптам и субтитрам глухие могут полноценно смотреть видеоматериалы. Пользователи с моторно-двигательными нарушениями, которые могут самостоятельно взять с полки книгу и раскрыть её, теперь могут свободно читать её в Сети благодаря специально разработанным и адаптированным персональным ассистивным технологиям. Тем не менее, для интеграции людей с нарушениями в современную жизнь потенциал Интернета используется не полностью. Многие сайты не имеют никакой навигации, кроме мыши. Лишь малая доля видеоконтента субтитрирована для глухих пользователей. Многие веб-сайты не содержат текстовых описаний изображений, что серьезно ухудшают доступность информации для незрячих пользователей [3].
Безусловно, не у всех инвалидов возникают объективные сложности при работе с источниками, содержащими ту или иную необходимую для них информацию.
Для целей данного анализа используются следующие категории инвалидов и маломобильных групп населения, в отношении которых необходимо предпринимать дополнительные меры, способствующие нормализации их работы с разными видами информации:
В международных нормативных правовых актах право на доступ граждан к информации отнесено к числу базовых политических прав, безусловная реализация которого является одним из ключевых факторов эффективного демократического строительства.
Этому вопросу уделялось важное значение, начиная с Всеобщей декларации прав человека и подтверждено в целом ряде важнейших международных актах, таких как Международный пакт о гражданских и политических правах, Орхусская конвенция — Конвенция Европейской Экономической Комиссии ООН «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды», Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Африканская хартия прав человека и народа, Американская конвенция о правах человека (АКПЧ), а также во множестве других.
Характерно, что в международном праве в вопросах реализации права граждан на доступ к информации произошла существенная трансформация от пассивных мер к активным с внедрением обязывающих норм в отношении действий государства по обеспечению данного права.
Центральное место в формировании условий для создания безбарьерной среды в сфере инфокоммуникаций, безусловно, принадлежит Конвенции ООН по правам инвалидов [4], которую Казахстан ратифицировал 20 февраля 2015 года, тем самым взяв на себя обязательства по исполнению ее положений.
В Статье 9 Конвенции, посвященной принципу доступности, указывается: чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.
В Статье 21, посвященной свободе выражения убеждений и доступу к информации, отмечается, что государства-участники должны принять меры для:
• обеспечивать, чтобы частные предприятия, которые предлагают объекты и услуги, открытые или предоставляемые для населения, учитывали все аспекты доступности для инвалидов;
• организовывать для всех вовлеченных сторон инструктаж по проблемам доступности, с которыми сталкиваются инвалиды;
• оснащать здания и другие объекты, открытые для населения, знаками, выполненными азбукой Брайля и в легкочитаемой и понятной форме;
• предоставлять различные виды услуг помощников и посредников, в том числе проводников, чтецов и профессиональных сурдопереводчиков, для облегчения доступности зданий и других объектов, открытых для населения;
• развивать другие надлежащие формы оказания инвалидам помощи и поддержки, обеспечивающие им доступ к информации;
• поощрять доступ инвалидов к новым информационно-коммуникационным технологиям и системам, включая Интернет;
• поощрять проектирование, разработку, производство и распространение изначально доступных информационно-коммуникационных технологий и систем, так чтобы доступность этих технологий и систем достигалась при минимальных затратах.
Здесь следует сделать следующий акцент: обеспечение доступности всего массива информации для инвалидов является ответственностью не только государства, но и частных лиц. Понятно, что государство должно быть локомотивом этого процесса и через формирование модельной государственной инфосреды, приспособленной для восприятия и использования разными категориями лиц с инвалидностью, должна на практике показать пример для частных владельцев информации, но и последние должны осознавать свою социальную ответственность перед инвалидами как полноправными членами единого сообщества и самостоятельно предпринимать шаги к разумному приспособлению информационных ресурсов под нужды инвалидов.
В зарубежном опыте ведущих стран мира проблемы правового регулирования доступа инвалидов к информации тесно увязаны с обеспечением прав граждан. Именно вопрос защиты от дискриминации инвалидов в сфере доступа к информации с учетом их особых потребностей являлся центральным в законодательном регулировании, но со свойственной для стран спецификой.
С развитием Интернета и информационно-коммуникационных технологий актуализировался вопрос веб-доступности информационной среды для лиц с инвалидностью.
С учетом возрастающих темпов внедрения глобальной информационной сети фактически во все сферы общественных отношений и организации жизнедеятельности социумов в международной практике явно обозначился тренд на формирование правовых механизмов, обязывающих в особенности государственные органы адаптировать интернет-ресурсы под особенности их восприятия инвалидами.
В целом, рассматривая сущностные принципы и практические конфигурации национальных моделей ведущих стран мира в сфере реализации прав инвалидов на доступ к информации, в частности посредством глобальной сети Интернет, можно выделить следующие превалирующие тенденции.
1. Правовой основой этих моделей служит как общее законодательство (международное и национальное) в области прав граждан на информацию, так и специализированное - предметно рассматривающее проблемы разрешения доступности источников информации для лиц с особыми потребностями (инвалидов).
2. Концептуально вопросы регулирования доступности информации тесно увязывается с обеспечением прав граждан. Соответственно в рамках правовой защиты лиц с инвалидностью от дискриминации в вопросах реализации права на доступ к информации устанавливаются правила и нормы, которые с учетом специфических объективных потребностей инвалидов направлены на удовлетворение их информационных нужд.
3. Вопрос доступа к информации имеет широкое основание для толкования. Речь идет не только о получении ее по запросу, но и по всему спектру отношений «государство-гражданин», «общество-гражданин». То есть правовое регулирование в этой сфере затрагивает и такие жизненно важные сферы как образование, государственные закупки, продажа товаров и услуг и т.д.
4. В основном обязывающие правовые нормы об адаптации веб-ресурсов к особенностям их использования инвалидами установлены в отношении тех интернет-сайтов, которые создаются либо государственными органами власти и государственными организациями, либо в рамках государственных заказов.
5. В отношении частных интернет-ресурсов в основном установлены нормы рекомендательного характера, но в случае нарушения руководств по веб-доступности имеется возможность их судебного обжалования (особо актуально для стран, в правовых системах которых судебное право базируется на прецедентах).
6. В целом система обеспечения реализации прав граждан на информацию состоит из трех базовых элементов:
1) специфическое законодательство,
2) механизмы принуждения к соблюдению законодательства, включая как государственные, так и общественные,
3) институты контроля и надзора.
7. Организационное обеспечение включает назначение конкретного государственного органа или их групп ответственными за продвижение политики открытости госорганов и контроля за недопущением дискриминации инвалидов в вопросах доступа к информации. При это ответственным органом может выступать и уполномоченный орган по вопросам социальной защиты инвалидам, и уполномоченный орган по информационной политике, или правительственные структуры.
8. Международные стандарты по веб-доступности, основывающихся на Руководстве по обеспечению доступности веб-контента (WCAG), широко применяются государствами в рамках национального законодательства, но в то же время считанное количество стран используют их без изменений. В основном превалирует подход, при котором положения WCAG применяются в усеченном виде с учетом местной специфики.
9. Некоторые страны активно используют стратегические планы по внедрению принципов веб-доступности для всех граждан, включая инвалидов, но в то же время это не является правилом. В этом плане образцовым следует признать опыт Южной Кореи, которая четко обозначила свои стратегические цели в этой сфере с привязкой к конкретным и измеряемым индикаторам.
10. Большинство государств применяет к государственным органам и их должностным лицам санкции в рамках административной ответственности. Специальные санкции, связанные именно с обязанностями по обеспечению доступности ни одним государством не введены.
В Казахстане вопрос веб-доступности инфокоммуникационной среды весьма актуален. Большинство интернет-ресурсов государственных органов, организаций и предприятий с участием государства не адаптированы под нужды восприятия инвалидов. Именно поэтому, учитывая, что Казахстан как участник Конвенции ООН о правах инвалидов обязан обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к информации особенно государственных органов, а также принимая во внимание лучшие апробированные практики зарубежных стран в этой сфере, необходимо выработать поэтапную стратегию обеспечения доступности информации для инвалидов в Казахстане, которая должна основываться на внедрении международных стандартов WCAG 2.0, формировании системы контроля за их использованием в интернет-ресурсах всех государственных структур, а также введения норм административной ответственности за их нарушение.
Список использованной литературы
1. Всемирный доклад об инвалидности. Всемирная организация здравоохранения, 2011 г. //http://www.who.int/disabilities/world_report/2011/report/ru/.
2. Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года // Официальный сайт Организации Объединенных наций -http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml.
3. Политика в области обеспечения доступности веб-ресурсов: международный опыт. Официальный доклад Глобальной инициативы по инклюзивным ИКТ (G3ict). Составитель Центр «Интернет и общество». - Москва, декабрь 2010 года // Информационный центр ООН в Москве -http://www.unic.ru/library/publikatsii-informtsentra/politika-v-oblasti-obespecheniya-dostupnosti-veb-resursov-mezhduna.
4. Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года // Официальный сайт Организации Объединенных наций -http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml.
Автор Жусупов Серик Темиржанович, заместитель директора Института гуманитарных исследований и проектов