Мы в соц сетях

Фонд евразия центральной азии
в казахстане

Новости фонда

другие Новости фонда

5 мая 2021 г.

"Qolda 2.0": результаты апреля

Программа экстренной помощи "Qolda" подводит итоги апреля. Многие НПО уже завершили
4 апреля 2021 г.

"Qolda 2.0": планы на ближайший месяц

Программа экстренной помощи "Qolda" продолжает свою работу. Двенадцать НПО
31 марта 2021 г.

"Qolda 2.0": результаты марта

Программа экстренной помощи "Qolda" продолжает свою работу. Шесть НПО осуществляют

31 марта 2016 г.

К вопросу обеспечения безбарьерной информационной среды

Данная статья подготовлена в целях реализации проекта «Безбарьерная информационная среда» в рамках программы «Инициатива в поддержку эффективного управления» в Казахстане» при поддержке Агентства США по Международному Развитию (USAID) и Фонда Евразия Центральной Азии.

В условиях ускоренной социально-экономической модернизации государства и повышения конкурентоспособности казахстанского общества особую актуальность приобретают вопросы максимальной интеграции лиц с ограниченными возможностями в общество, устранения их социальной разобщенности и создание условий для роста их социальной мобильности.

Повышение социальной ответственности и пересмотр отношения государства и общества к лицам с инвалидностью, число которых как в мире, так и в Казахстане растет с каждым годом становятся главным и часто определяющим фактором данного процесса.

По данным Всемирной Организации Здравоохранения более миллиарда человек, или около 15% населения мира живут с какой-либо формой инвалидности. Это более высокий показатель, чем предыдущая оценка, выполненная Всемирной организацией здравоохранения в 1970-х годах и составлявшая 10% [1].

Ежегодная динамика роста количества лиц с инвалидностью прослеживается и в Республике Казахстан.

Если в 2011 году численность людей с инвалидностью составляло 563086, из них 61196 детей, то в 2014 году их численность составило – 627 163 человека (3,6 % от населения страны), из них – 72 574 детей до 18 лет [2].

Особую актуальность приобретают вопросы роста детской инвалидности и устранения информационных барьеров для данной категории граждан. Если в 2013 году по данным Министерства образования и науки Республики Казахстан численность детей с ограниченными возможностями составляло 138 513 детей, то в 2014 году их численность увеличилось до 141 952 детей [3].

Для того, чтобы вовлечь эту большую категорию граждан в информационные, управленческие, образовательные, хозяйственные и иные процессы, в том числе посредством сети Интернет сегодня недостаточно предоставления компьютеров и выхода в сеть. Необходима правовая, организационная, технологическая, техническая и финансовая поддержка, а также специальная организация контента, которая сделает информацию, размещенную на интернет-ресурсе доступной для всех категорий пользователей.

При этом важно понимать, что доступность информации, размещенной на интернет-ресурсах касается не только граждан Казахстана, иностранцев и лиц без гражданства, имеющих инвалидность, но гораздо более широкой группы населения, включающей как лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с инвалидностью по зрению, слуху, с ограниченной моторикой, ментальными особенностями, так и людей с ограниченной мобильностью, в том числе пожилых людей.

Сегодня в решение вопроса обеспечения конституционного права каждого свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом определяющее значение должны иметь именно эффективные правовые механизмы.

Реализация законодательства в сфере доступа инвалидов к информации вплоть до последнего времени не воспринималась как отдельное важное направление государственной политики. На что указывает и отсутствие специальных социологических, аналитических и экспертных исследований по данному вопросу.

Проблема доступа инвалидов к информации актуализировалась лишь в связи с проведением очередного этапа политической и социальной модернизации государства и общества в Республике Казахстан. Что нашло свое закрепление в нормах законов Республики Казахстан «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 20 февраля 2015 год, «О доступе к информации» от 16 ноября 2015 года, «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам доступа к информации» от 16 ноября 2015 года. Вместе с тем даже принятие данного комплекса законов, еще не обеспечит наиболее полной правовой регламентации данного вопроса. Уже сегодня в Республике необходимо внедрять лучшие мировые практики, механизмы и методы, позволяющие обеспечить максимальную доступность к информации для всех категорий граждан.

Таким образом, Казахстан, как и многие государства мира также находится в актуальном тренде концептуального пересмотра подходов к решению проблем социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями, повышения их социальной мобильности и максимальной интеграции в общество.

Отправными точками этого процесса, прежде всего, являются три факта:

во-первых, ратификация Казахстаном основополагающего международного нормативного правового акта в этой сфере – Конвенции ООН о правах инвалидов и соответственно принятие Республикой Казахстан обязательств, закрепленных в Конвенции [4];

во-вторых, инициация Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым курса на социальную модернизацию и построение Общества Всеобщего Труда, одним из аспектов которого является повышение социальной активности всех категорий трудоспособных граждан, в том числе и части инвалидов, способных к определенным видам трудовой деятельности;

в-третьих, принятие Казахстаном в 2015 году Закона Республики Казахстан «О доступе к информации» и внесение соответствующих изменений и дополнений в действующее законодательство Республики Казахстан.

В этой связи одной из важнейших задач не только государства, но и гражданского общества, бизнеса, средств массой информации является изменение «медицинского» подхода к инвалидам на систему социальной ответственности, и в этом аспекте обеспечение открытости и доступности государственной и иной социально значимой информации для лиц с ограниченными возможностями является одной из базовых предпосылок, поскольку информация для инвалидов представляет собой огромную ценность, соответственно, она должна быть максимально доступной.

При этом особо актуализируется вопрос об обеспечении доступа к информации, размещенной на интернет-ресурсах, поскольку Интернет на сегодняшний день является одним из основных инструментов для оперативного доступа к информации, а для многих инвалидов Казахстана Интернет является наиболее удобной, а иногда и единственной возможностью получить образование, работу, информацию, поддерживать общение, покупать ежедневно необходимые продукты и получать услуги, принимать участие в жизни общества, вести активный образ жизни.

Следует отметить, что в последние годы услуги в электронной форме всё активнее входят в жизнь граждан вне зависимости от ограничений возможностей здоровья, на что активное воздействие оказывают внедрение новых информационно-коммуникационных технологий, развитие сети Интернет и увеличение количества интернет-пользователей.

Об положительной динамике проникновения Интернета и развития сферы услуг в электронной форме свидетельствует и официальные национальные статистические данные и показатели.

Вместе с тем, они не учитывают одну из самых не защищенных категорий пользователей - людей с инвалидностью.

Приблизительную картину можно составить лишь на основании ряда проведенных социологических исследований и опросов.

Как свидетельствует проведенный анализ контента интернет-ресурсов, среди пользователей информации и услуг, предлагаемых сетью Интернет, не в должной мере учтены интересы и права лиц с ограниченными возможностями, которые согласно Конституции РК, «имеют право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом», что законодательно закрепляет принцип - в информационном пространстве не должно быть барьеров для лиц с ограниченными возможностями.

Данная ситуация находит свое подтверждение и на практике.

В Казахстане большинство интернет-ресурсов государственных органов, средств массовой информации и иных частных организаций не адаптированы визуально, аудиально, тактильно для людей с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательной системы, речи, ментальной сферы.

Для большинства инвалидов информация на официальных интернет-ресурсах и услуги, предоставляемые в электронной форме, в том числе государственные услуги, в том виде, в котором они сейчас представлены в сети, являются недоступными частично или полостью по причине их неверной подачи и оформления.

Для инвалидов данные вопросы становятся наиболее чувствительными, часто жизненно важными.

Актуальный анализ результатов мониторинга интернет-ресурсов государственных органов показывает, что соблюдение требований национального законодательства не делает их реально доступными для всех категорий пользователей.

Часто государственные органы формально подходят к выполнению  требований, закрепленных в Приказе Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 января 2015 года № 89 «Об утверждении Перечня электронных информационных ресурсов о государственных органах и Правил их размещения на интернет-ресурсах государственных органов».

Не редко государственными органами размещение электронных информационных ресурсов производится не в соответствии с руководством по обеспечению доступности веб-контента (WCAG.2.0), который описывает современные положения и принципы создания доступного веб-контента для максимально большего количества разных пользователей, в том числе для людей с ограниченными возможностям.

Государственные предприятия и организации, выполняющие полномочия по обеспечению права на доступ к информации, на сегодняшний день не проводят работы по адаптации своих интернет-ресурсов для нужд и потребностей инвалидов, поскольку на законодательном уровне такие требования в отношении них не закреплены. Также отсутствуют и соответствующие стандарты для не государственных органов.

Безусловно, это создает серьезные барьеры для лиц с ограниченными возможностями в процессе реализации своего конституционного права на доступ к информации.

К примеру, интернет-ресурс РГП на пхв «Информационно-аналитический центр охраны окружающей среды» Министерства энергетики Республики Казахстан (http://ecogosfond.kz), призванный содействовать доступу к экологической информации посредством ведения базы Государственного фонда экологической информации совершенно не адаптирован для инвалидов.

При этом следует отметить, что в статье 17 Экологического кодекса Республики Казахстан компетенция по организации ведение Государственного фонда экологической информации закреплена за уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.

Также следует обратить внимание на то, что организации и учреждения, финансируемые за счет средств республиканского и местного бюджетов, а также организации и учреждения частной формы собственности, в том числе средства массовой информации, также еще не изменили подходы к адаптации своих интернет-ресурсов под нужды и требования инвалидов.

И эта ситуация пока имеет повсеместный характер, несмотря на то, что Конвенция о правах инвалидов содержит в себе положения об активном побуждении частных предприятий и средств массовой информации, оказывающих услуги широкой публике, в том числе через интернет, к предоставлению информации и услуг в доступных и пригодных для инвалидов форматах.

Несмотря на то, что пункт 2 статьи 14 Конституции фактически содержит общий запрет дискриминации, в Казахстане до сих пор не зафиксировано прямого применения этого положения в судебной практике.

Применительно к вопросу доступа инвалидов к информации возникает необходимость более четкого правового закрепления понятия «дискриминация по признаку инвалидности» и разработки определений основных понятий, связанных с явлением дискриминации, которые были бы понятными, однозначными и применимыми в судебной практике и не требовали бы дополнительных истолкований.

В этой связи, необходимо также рассмотреть возможность введения нормы, квалифицирующей действия/бездействия государственных органов, организаций, учреждений и их должностных лиц, приведших к ограничению доступа инвалидов к информации, размещенной на интернет-ресурсе, как дискриминацию по признаку инвалидности (по состоянию здоровья).

Следует ввести и соответствующие меры ответственности.

Предварительно проведенный анализ позволил обозначить круг причин и факторов, негативно влияющих на решение вопроса в сфере доступа инвалидов к информации.

Среди них можно обозначить следующие:

1)                низкая степень внедрения новых правовых, методических и проектных подходов по обеспечению прав инвалидов в области доступа к информации с учетом международных стандартов и современного мирового опыта;

2)                слабый уровень имплементации положений Конвенции ООН о правах инвалидов и других международных договоров в области доступа инвалидов к информации в национальное законодательство;

3)                отсутствие государственных стандартов по разработке интернет-ресурсов, содержащих требования доступности интернет-ресурсов для инвалидов;

4)                отсутствие системы комплексной правовой оценки законодательства на соответствие международным обязательствам Республики в области доступа к информации;

5)                игнорирование или преобладание поверхностного подхода при принятии стратегических планов, решений и программ по вопросам, касающихся инвалидов;

6)                низкий уровень координации и согласования между государственными органами по вопросам доступа инвалидов к информации;

7)                не обеспеченность законодательных инициатив материально-финансовыми средствами.

8)                отсутствие как внутреннего, так и внешного эффективного системного контроля за выполнением обязанностей государственных органов по обеспечению доступа к информации лиц с ограниченными возможностями.

Обращает на себя внимание и то, что несмотря на большой массив законов и подзаконных актов, регулирующих отношения в области доступа граждан (в том числе и с инвалидностью) к информации, продуктам и услугам, предлагаемым в электронном виде, в стране еще не получили должного развития эффективные механизмы в области доступа инвалидов к информации, не включены требования о доступности информации для инвалидов в основные стратегии в области коммуникаций и в отраслевые нормативные правовые акты.

Соответственно возникает вопрос. Насколько это соответствует требованиям национального законодательства, а также обязательству Республики Казахстан, взятым после ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов: «принять меры для того, чтобы инвалиды могли реализовать право на свободу искать, получать и распространять информацию и идеи наравне с другими, пользуясь по своему выбору всеми формами общения».

Сложившаяся ситуация в области доступа инвалидов к информации, позволяет утверждать о том, что в Республике еще не созданы необходимые правовые, технологические, технические, материальные и финансовые условия для полноценного доступа инвалидов к информации. В результате, имеющиеся ограничения в реализации конституционных прав, закрепленных в статьях 18, 20 и 33 Основного закона страны, осложняют процесс интеграции инвалидов в общество и повышения их социальной мобильности.

Утверждать, что в Казахстане не проводится работа по исправлению ситуации, безусловно, будет не верно. На сегодняшний день Республика Казахстан осуществляет меры правового, институционального, организационного и иного практического характера по улучшению качества жизни людей с инвалидностью, в том числе по выполнению обязательств, принятых в рамках ратифицированной законом Республики Казахстан Конвенции ООН о правах инвалидов.

Многое в этой области еще предстоит сделать. И в первую очередь эта работа должна фокусироваться на минимизации и исключении барьеров для лиц с ограниченными возможностями.

Наряду с вопросами обеспечения доступа инвалидов к объектам и услугам, открытых или предоставляемых для населения, чрезвычайно важно уделить такому важному вопросу, как обеспечение доступа к информации и коммуникациям.

На эти вопросы особое внимание обращено, не только в Конвенции ООН о правах инвалидов, но и ряде документов Всемирной организации здравоохранения.

Так, во Всемирном Докладе об инвалидности представлены обширные данные о барьерах, к числу которых относится – «Неадекватные информация и коммуникация».

Данные Всемирного Доклада об инвалидности свидетельствуют о том, что барьеры, связанные с неадекватной информацией и коммуникацией, с которыми сталкиваются инвалиды, можно избежать, и что неудобства, связанные с инвалидностью, могут быть преодолены.

Одной из ключевых рекомендаций Всемирного Доклада об инвалидности является «Рекомендация 1. Обеспечить доступ ко всем универсальным системам и услугам».

Таким образом, в условиях всеобщей информатизации казахстанского общества, перевода многих услуг, в том числе государственных в электронный формат, вопросы доступа к информации, размещаемой в электронных средствах коммуникаций с каждым годом актуализируются с новой силой.

Исходя из важности, данного вопроса государство должно выступать гарантом предоставления гражданам постоянно расширяющегося набора информационных услуг, юридически и технологически обеспечивать право на доступ к информации для всего населения, в том числе и для категории граждан, относящихся к лицам с ограниченными возможностями.

 

Список использованной литературы и источников:

1)                Всемирный доклад об инвалидности. Всемирная организация здравоохранения, 2011 г.

2)                Данные Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан.        

3)                Без учета детей с психатоподобными нарушениями (ранний алкоголизм, наркомания, токсикомания и др.). //Источник: http://www.stat.gov.kz.

4)                  Закон Республики Казахстан от 20 февраля 2015 года № 288-V ЗРК «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»

 

Автор материала Уакпаев Бауржан Султанович, директор Института гуманитарных исследований и проектов

 

Поделиться страницей: