Подпишитесь на наши новости:
Новости фонда
другие Новости фонда
Фонд Citi объявил Фонд Евразия Центральной Азии
Citi Foundation Selects Eurasia Foundation of Central Asia for 2024 Global Innovation Challenge to
Итоги ІІ сезона проекта «Байтақ жер»: масштабирование
31 марта 2016 г.
К вопросу обеспечения безбарьерной информационной среды
Данная статья подготовлена в целях реализации проекта «Безбарьерная информационная среда» в рамках программы «Инициатива в поддержку эффективного управления» в Казахстане» при поддержке Агентства США по Международному Развитию (USAID) и Фонда Евразия Центральной Азии.
В условиях ускоренной социально-экономической модернизации государства и повышения конкурентоспособности казахстанского общества особую актуальность приобретают вопросы максимальной интеграции лиц с ограниченными возможностями в общество, устранения их социальной разобщенности и создание условий для роста их социальной мобильности.
Повышение социальной ответственности и пересмотр отношения государства и общества к лицам с инвалидностью, число которых как в мире, так и в Казахстане растет с каждым годом становятся главным и часто определяющим фактором данного процесса.
По данным Всемирной Организации Здравоохранения более миллиарда человек, или около 15% населения мира живут с какой-либо формой инвалидности. Это более высокий показатель, чем предыдущая оценка, выполненная Всемирной организацией здравоохранения в 1970-х годах и составлявшая 10% [1].
Ежегодная динамика роста количества лиц с инвалидностью прослеживается и в Республике Казахстан.
Если в 2011 году численность людей с инвалидностью составляло 563086, из них 61196 детей, то в 2014 году их численность составило – 627 163 человека (3,6 % от населения страны), из них – 72 574 детей до 18 лет [2].
Особую актуальность приобретают вопросы роста детской инвалидности и устранения информационных барьеров для данной категории граждан. Если в 2013 году по данным Министерства образования и науки Республики Казахстан численность детей с ограниченными возможностями составляло 138 513 детей, то в 2014 году их численность увеличилось до 141 952 детей [3].
Для того, чтобы вовлечь эту большую категорию граждан в информационные, управленческие, образовательные, хозяйственные и иные процессы, в том числе посредством сети Интернет сегодня недостаточно предоставления компьютеров и выхода в сеть. Необходима правовая, организационная, технологическая, техническая и финансовая поддержка, а также специальная организация контента, которая сделает информацию, размещенную на интернет-ресурсе доступной для всех категорий пользователей.
При этом важно понимать, что доступность информации, размещенной на интернет-ресурсах касается не только граждан Казахстана, иностранцев и лиц без гражданства, имеющих инвалидность, но гораздо более широкой группы населения, включающей как лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с инвалидностью по зрению, слуху, с ограниченной моторикой, ментальными особенностями, так и людей с ограниченной мобильностью, в том числе пожилых людей.
Сегодня в решение вопроса обеспечения конституционного права каждого свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом определяющее значение должны иметь именно эффективные правовые механизмы.
Реализация законодательства в сфере доступа инвалидов к информации вплоть до последнего времени не воспринималась как отдельное важное направление государственной политики. На что указывает и отсутствие специальных социологических, аналитических и экспертных исследований по данному вопросу.
Проблема доступа инвалидов к информации актуализировалась лишь в связи с проведением очередного этапа политической и социальной модернизации государства и общества в Республике Казахстан. Что нашло свое закрепление в нормах законов Республики Казахстан «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 20 февраля 2015 год, «О доступе к информации» от 16 ноября 2015 года, «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам доступа к информации» от 16 ноября 2015 года. Вместе с тем даже принятие данного комплекса законов, еще не обеспечит наиболее полной правовой регламентации данного вопроса. Уже сегодня в Республике необходимо внедрять лучшие мировые практики, механизмы и методы, позволяющие обеспечить максимальную доступность к информации для всех категорий граждан.
Таким образом, Казахстан, как и многие государства мира также находится в актуальном тренде концептуального пересмотра подходов к решению проблем социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями, повышения их социальной мобильности и максимальной интеграции в общество.
Отправными точками этого процесса, прежде всего, являются три факта:
во-первых, ратификация Казахстаном основополагающего международного нормативного правового акта в этой сфере – Конвенции ООН о правах инвалидов и соответственно принятие Республикой Казахстан обязательств, закрепленных в Конвенции [4];
во-вторых, инициация Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым курса на социальную модернизацию и построение Общества Всеобщего Труда, одним из аспектов которого является повышение социальной активности всех категорий трудоспособных граждан, в том числе и части инвалидов, способных к определенным видам трудовой деятельности;
в-третьих, принятие Казахстаном в 2015 году Закона Республики Казахстан «О доступе к информации» и внесение соответствующих изменений и дополнений в действующее законодательство Республики Казахстан.
В этой связи одной из важнейших задач не только государства, но и гражданского общества, бизнеса, средств массой информации является изменение «медицинского» подхода к инвалидам на систему социальной ответственности, и в этом аспекте обеспечение открытости и доступности государственной и иной социально значимой информации для лиц с ограниченными возможностями является одной из базовых предпосылок, поскольку информация для инвалидов представляет собой огромную ценность, соответственно, она должна быть максимально доступной.
При этом особо актуализируется вопрос об обеспечении доступа к информации, размещенной на интернет-ресурсах, поскольку Интернет на сегодняшний день является одним из основных инструментов для оперативного доступа к информации, а для многих инвалидов Казахстана Интернет является наиболее удобной, а иногда и единственной возможностью получить образование, работу, информацию, поддерживать общение, покупать ежедневно необходимые продукты и получать услуги, принимать участие в жизни общества, вести активный образ жизни.
Следует отметить, что в последние годы услуги в электронной форме всё активнее входят в жизнь граждан вне зависимости от ограничений возможностей здоровья, на что активное воздействие оказывают внедрение новых информационно-коммуникационных технологий, развитие сети Интернет и увеличение количества интернет-пользователей.
Об положительной динамике проникновения Интернета и развития сферы услуг в электронной форме свидетельствует и официальные национальные статистические данные и показатели.
Вместе с тем, они не учитывают одну из самых не защищенных категорий пользователей - людей с инвалидностью.
Приблизительную картину можно составить лишь на основании ряда проведенных социологических исследований и опросов.
Как свидетельствует проведенный анализ контента интернет-ресурсов, среди пользователей информации и услуг, предлагаемых сетью Интернет, не в должной мере учтены интересы и права лиц с ограниченными возможностями, которые согласно Конституции РК, «имеют право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом», что законодательно закрепляет принцип - в информационном пространстве не должно быть барьеров для лиц с ограниченными возможностями.
Данная ситуация находит свое подтверждение и на практике.
В Казахстане большинство интернет-ресурсов государственных органов, средств массовой информации и иных частных организаций не адаптированы визуально, аудиально, тактильно для людей с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательной системы, речи, ментальной сферы.
Для большинства инвалидов информация на официальных интернет-ресурсах и услуги, предоставляемые в электронной форме, в том числе государственные услуги, в том виде, в котором они сейчас представлены в сети, являются недоступными частично или полостью по причине их неверной подачи и оформления.
Для инвалидов данные вопросы становятся наиболее чувствительными, часто жизненно важными.
Актуальный анализ результатов мониторинга интернет-ресурсов государственных органов показывает, что соблюдение требований национального законодательства не делает их реально доступными для всех категорий пользователей.
Часто государственные органы формально подходят к выполнению требований, закрепленных в Приказе Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 января 2015 года № 89 «Об утверждении Перечня электронных информационных ресурсов о государственных органах и Правил их размещения на интернет-ресурсах государственных органов».
Не редко государственными органами размещение электронных информационных ресурсов производится не в соответствии с руководством по обеспечению доступности веб-контента (WCAG.2.0), который описывает современные положения и принципы создания доступного веб-контента для максимально большего количества разных пользователей, в том числе для людей с ограниченными возможностям.
Государственные предприятия и организации, выполняющие полномочия по обеспечению права на доступ к информации, на сегодняшний день не проводят работы по адаптации своих интернет-ресурсов для нужд и потребностей инвалидов, поскольку на законодательном уровне такие требования в отношении них не закреплены. Также отсутствуют и соответствующие стандарты для не государственных органов.
Безусловно, это создает серьезные барьеры для лиц с ограниченными возможностями в процессе реализации своего конституционного права на доступ к информации.
К примеру, интернет-ресурс РГП на пхв «Информационно-аналитический центр охраны окружающей среды» Министерства энергетики Республики Казахстан (http://ecogosfond.kz), призванный содействовать доступу к экологической информации посредством ведения базы Государственного фонда экологической информации совершенно не адаптирован для инвалидов.
При этом следует отметить, что в статье 17 Экологического кодекса Республики Казахстан компетенция по организации ведение Государственного фонда экологической информации закреплена за уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
Также следует обратить внимание на то, что организации и учреждения, финансируемые за счет средств республиканского и местного бюджетов, а также организации и учреждения частной формы собственности, в том числе средства массовой информации, также еще не изменили подходы к адаптации своих интернет-ресурсов под нужды и требования инвалидов.
И эта ситуация пока имеет повсеместный характер, несмотря на то, что Конвенция о правах инвалидов содержит в себе положения об активном побуждении частных предприятий и средств массовой информации, оказывающих услуги широкой публике, в том числе через интернет, к предоставлению информации и услуг в доступных и пригодных для инвалидов форматах.
Несмотря на то, что пункт 2 статьи 14 Конституции фактически содержит общий запрет дискриминации, в Казахстане до сих пор не зафиксировано прямого применения этого положения в судебной практике.
Применительно к вопросу доступа инвалидов к информации возникает необходимость более четкого правового закрепления понятия «дискриминация по признаку инвалидности» и разработки определений основных понятий, связанных с явлением дискриминации, которые были бы понятными, однозначными и применимыми в судебной практике и не требовали бы дополнительных истолкований.
В этой связи, необходимо также рассмотреть возможность введения нормы, квалифицирующей действия/бездействия государственных органов, организаций, учреждений и их должностных лиц, приведших к ограничению доступа инвалидов к информации, размещенной на интернет-ресурсе, как дискриминацию по признаку инвалидности (по состоянию здоровья).
Следует ввести и соответствующие меры ответственности.
Предварительно проведенный анализ позволил обозначить круг причин и факторов, негативно влияющих на решение вопроса в сфере доступа инвалидов к информации.
Среди них можно обозначить следующие:
1) низкая степень внедрения новых правовых, методических и проектных подходов по обеспечению прав инвалидов в области доступа к информации с учетом международных стандартов и современного мирового опыта;
2) слабый уровень имплементации положений Конвенции ООН о правах инвалидов и других международных договоров в области доступа инвалидов к информации в национальное законодательство;
3) отсутствие государственных стандартов по разработке интернет-ресурсов, содержащих требования доступности интернет-ресурсов для инвалидов;
4) отсутствие системы комплексной правовой оценки законодательства на соответствие международным обязательствам Республики в области доступа к информации;
5) игнорирование или преобладание поверхностного подхода при принятии стратегических планов, решений и программ по вопросам, касающихся инвалидов;
6) низкий уровень координации и согласования между государственными органами по вопросам доступа инвалидов к информации;
7) не обеспеченность законодательных инициатив материально-финансовыми средствами.
8) отсутствие как внутреннего, так и внешного эффективного системного контроля за выполнением обязанностей государственных органов по обеспечению доступа к информации лиц с ограниченными возможностями.
Обращает на себя внимание и то, что несмотря на большой массив законов и подзаконных актов, регулирующих отношения в области доступа граждан (в том числе и с инвалидностью) к информации, продуктам и услугам, предлагаемым в электронном виде, в стране еще не получили должного развития эффективные механизмы в области доступа инвалидов к информации, не включены требования о доступности информации для инвалидов в основные стратегии в области коммуникаций и в отраслевые нормативные правовые акты.
Соответственно возникает вопрос. Насколько это соответствует требованиям национального законодательства, а также обязательству Республики Казахстан, взятым после ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов: «принять меры для того, чтобы инвалиды могли реализовать право на свободу искать, получать и распространять информацию и идеи наравне с другими, пользуясь по своему выбору всеми формами общения».
Сложившаяся ситуация в области доступа инвалидов к информации, позволяет утверждать о том, что в Республике еще не созданы необходимые правовые, технологические, технические, материальные и финансовые условия для полноценного доступа инвалидов к информации. В результате, имеющиеся ограничения в реализации конституционных прав, закрепленных в статьях 18, 20 и 33 Основного закона страны, осложняют процесс интеграции инвалидов в общество и повышения их социальной мобильности.
Утверждать, что в Казахстане не проводится работа по исправлению ситуации, безусловно, будет не верно. На сегодняшний день Республика Казахстан осуществляет меры правового, институционального, организационного и иного практического характера по улучшению качества жизни людей с инвалидностью, в том числе по выполнению обязательств, принятых в рамках ратифицированной законом Республики Казахстан Конвенции ООН о правах инвалидов.
Многое в этой области еще предстоит сделать. И в первую очередь эта работа должна фокусироваться на минимизации и исключении барьеров для лиц с ограниченными возможностями.
Наряду с вопросами обеспечения доступа инвалидов к объектам и услугам, открытых или предоставляемых для населения, чрезвычайно важно уделить такому важному вопросу, как обеспечение доступа к информации и коммуникациям.
На эти вопросы особое внимание обращено, не только в Конвенции ООН о правах инвалидов, но и ряде документов Всемирной организации здравоохранения.
Так, во Всемирном Докладе об инвалидности представлены обширные данные о барьерах, к числу которых относится – «Неадекватные информация и коммуникация».
Данные Всемирного Доклада об инвалидности свидетельствуют о том, что барьеры, связанные с неадекватной информацией и коммуникацией, с которыми сталкиваются инвалиды, можно избежать, и что неудобства, связанные с инвалидностью, могут быть преодолены.
Одной из ключевых рекомендаций Всемирного Доклада об инвалидности является «Рекомендация 1. Обеспечить доступ ко всем универсальным системам и услугам».
Таким образом, в условиях всеобщей информатизации казахстанского общества, перевода многих услуг, в том числе государственных в электронный формат, вопросы доступа к информации, размещаемой в электронных средствах коммуникаций с каждым годом актуализируются с новой силой.
Исходя из важности, данного вопроса государство должно выступать гарантом предоставления гражданам постоянно расширяющегося набора информационных услуг, юридически и технологически обеспечивать право на доступ к информации для всего населения, в том числе и для категории граждан, относящихся к лицам с ограниченными возможностями.
Список использованной литературы и источников:
1) Всемирный доклад об инвалидности. Всемирная организация здравоохранения, 2011 г.
2) Данные Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан.
3) Без учета детей с психатоподобными нарушениями (ранний алкоголизм, наркомания, токсикомания и др.). //Источник: http://www.stat.gov.kz.
4) Закон Республики Казахстан от 20 февраля 2015 года № 288-V ЗРК «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»
Автор материала Уакпаев Бауржан Султанович, директор Института гуманитарных исследований и проектов