Подпишитесь на наши новости:
Новости фонда
другие Новости фонда
Фонд Citi объявил Фонд Евразия Центральной Азии
Citi Foundation Selects Eurasia Foundation of Central Asia for 2024 Global Innovation Challenge to
Итоги ІІ сезона проекта «Байтақ жер»: масштабирование
29 сентября 2015 г.
Специальные социальные услуги: от разобщенности – к интеграции
На территории Восточно-Казахстанской области полным ходом идет реализация проекта «Модель интегрированных специальных социальных услуг – клиентоориентированный подход» (реализует Социальный корпоративный фонд «ЗУБР» при поддержке USAID и Фонда Евразия Центральной Азии в рамках программы «Инициатива в поддержку эффективного управления»). Восточный Казахстан выступает пилотом для апробации подобной модели оказания интегрированных специальных социальных услуг (ССУ).
Основанием для запуска проекта послужили три ключевые проблемные зоны в сфере оказания специальных социальных услуг:
- межведомственная разобщенность основных «поставщиков» ССУ (социальная защита, образование, здравоохранение), в числе которых 7 лет назад были включены и неправительственные организации (НПО).
- «провисания» в реализации принципа комплексности (когда каждая сфера предлагает свой комплекс услуг, исходя из утвержденных нормативов, при этом нет системы «работы со случаем» в отношении жизненной ситуации конкретного потребителя ССУ).
- отсутствие эффективной процедуры измерения уровня удовлетворенности разных категорий потребителей ССУ (мониторинг качества).
Почему именно интегрированный подход, и чем он выгоднее существующего подхода к оказанию специальных социальных услуг? Сегодня планирование объемов ССУ, в основном, осуществляется по принципу «от учреждения», независимо от того, насколько они действительно необходимы для получателей в таком объеме и именно от конкретного поставщика. Кроме того, нередки случаи, когда специалисты из разных сфер работают с одним и тем же человеком – например социальные работники от здравоохранения и от социальной защиты. Но каждая сфера работает по своим планам, не согласуя их между собой. К сожалению, такой подход зачастую не приносит желаемых результатов.
Интегрированный же подход подразумевает оказание ССУ, в первую очередь, ориентируясь на потребителя и его нужды. Важно стремиться к тому, чтобы человек сам мог выбирать необходимый для него вид и объем услуг, выбирать и совмещать разных поставщиков услуг, т.е. должна быть возможность заменить «комплексный обед» на «шведский стол».
Модель интегрированных ССУ, разработка которой запланирована в проекте, позволит упростить подходы к оказанию специальных социальных услуг, как для поставщиков, так и для потребителей. В разработку данной модели будут также вовлечены получатели ССУ (экспериментальная группа), которые выступят соавторами процесса улучшения качества своей жизни.
Идея модернизации системы ССУ и внедрения интегрированного подхода, предполагающего изменение ключевого принципа планирования - с позиции «от интересов ведомства» к позиции «ориентация на интересы потребителя» уже нашла поддержку на региональном и республиканском уровне. Проект продолжается, впереди запуск работы экспериментальной группы, кропотливая работа аналитической группы по разработке модели интегрированных ССУ.
В. О. Кулик, директор СКФ "ЗУБР"